Описание:
Уже более 75 лет она работает на пользу людям. С постройкой в Запорожье мощной гидроэлектростанции стало возможным не только беспрепятственное судоходство Днепром, но и строительство и развитие на юге Украины колоссального индустриального комплекса, что коренным образом повлияло на развитие южных, центральных и восточных областей страны.
Авторство технического проекта плотины и шлюза принадлежит профессору И.Г. Александрову, а архитектурное решение электростанции В.А. Веснину. Строительством руководил А.В. Винтер.
Подготовка строительства гидроэлектростанции началась еще в начале 1920-х гг. В 1921 году была создана организация "Днепрострой". Местоположение плотины, предложенное И. Александровым, оказалось на удивление удачным. К нему в 1926 году было привязано и строительство Днепровского комбината (комплекса предприятий черной и цветной металлургии).
Официально Днепрельстан родился 8 марта 1927 г., когда на стройплощадку вышли первые рабочие. Через неделю начались взрывные работы. В мае 1928 г. взялись за возведение плотины, которая должна подпоясать Днепр бетонным поясом длиной 766 метров в виде дуги, радиусом 600 метров. В марте 1932 г. в пруд было вложено последний кубометр бетона. После этого уровень воды в Днепре поднялся на 37,5 метров.
Всего на Днепрострое работало более 20 тыс. человек. Впервые на строительстве такого масштаба людям помогала современная техника (преимущественно зарубежная).
Наконец, 1 мая 1932 Днепровская гидроэлектростанция дала первый ток. Официальное же открытие Днепрогэса состоялось 10 октября 1932 года. Полная мощность станции в 30-е гг равнялась 560 тыс. КВт.
1 мая 1933 через трехкамерный шлюз прошел первый пассажирский пароход "Софья Перовская". Так открылось сквозное судоходство по Днепру.
В 1969 году началось строительство Днепрогэс - 2 и нового однокамерного шлюза, которое возглавил Н.А. Дубовец. Новый шлюз - уникальная инженерное сооружение, он стал отечественным аналогом знаменитых панамских шлюзов. Сейчас общая мощность Днепрогэса составляет 1538,0 МВт.
Сегодня Днепрогэс, кроме основной своей задачи, выполняет роль моста между левым и правым берегами. Все желающие могут пройтись по 38-метровой плотины с левого берега на противоположный, любуясь прекрасными видами Днепра, островами Три Стога, Дубовый и легендарной Хортице. С дамбы прекрасно видны запорожские красавцы-мосты: двухъярусный мост Преображенского и арочный. На самом дамбе можно увидеть следы от пуль - немые свидетели Второй мировой войны. Правый берег встретит небольшим сквером с бюстом О.В. Винтеру, парадным въездом в гидроэлектростанции и бывшей зданием управления Днепростроя.
Однако, осматривать ДнепроГЭС, все-таки, лучше с левого берега, а именно с пл. Соборная. Это уникальное место, откуда открывается вид на главные достопримечательности Запорожья.
Все желающие смогут ознакомиться с работой однокамерного шлюза так сказать "изнутри" с борта экскурсионного катера, курсирующего из порта до речного вокзала именно через шлюз.
Ночью Днепрогэс подсвеченный тысячами ламп в желто-голубые цвета национального флага.
Карта:
Смотрите также:
Гостиницы и квартиры в Запорожье
Видео про это место:
Другие достопримечательности рядом: