Музей Колочавский бокораш

Описание:

Первые упоминания о лесосплав карпатскими реками встречаются еще в античных письменных источниках. В средние века транспортировали древесину мольовим способом (отдельными бревнами) и в плотах. Плот был удобным транспортом для перевозки на большое расстояние товаров постоянного спроса, в основном это была соль.

В XIX веке поставки леса водными артериями превратились в один из самых распространенных видов занятий в Украинских Карпатах.

Стволы срезанных и очищенных от ветвей деревьев вязали в плоты, которые, в свою очередь, соединяли друг за другом в длинную вереницу. Так образовался один плот — бокор. Руководили такой дарабою сплавщики - чрезвычайно смелые и сильные горцы. Сплавщиков было 3-5 человек, иногда и больше — в зависимости от величины плоту, сложности и длины маршрута. На плотах устраивали специальную платформу, где раскладывали костер, ставили небольшой шалаш. Сплавщики стояли спереди плота и специальными веслами-стернами управляли им, чтобы избежать мелей и больших валунов в реке, чтобы плот не вынесло на берег. Работа требовала необычной сообразительности и ловкости, была тяжелая и опасная, ведь плоты плыли по реке очень быстро. Иногда случались несчастные случаи: кому-то зажало ногу между мокрыми скользкими бревнами, кто-то от неожиданного удара о подводные камни падал с плота в реку и тому подобное. На сплавщиков также чатувало немало опасностей в виде крутых поворотов и подводных камней. Холодные воды Теребли стали последним пристанищем не одного плотогона.

Вплоть до середины 20-го века лес из дальних уголков Карпат сплавляли используя быстрые и полноводные горные реки, такие как: Прут, Белый и Черный Черемош, Теребля, Рика и другие.

Река Теребля, в долине которой расположено село Колочава, протекает высоко над уровнем моря и была очень удобной транспортной артерией для местных сплавщиков. Вспомогательные пруды были расположены в приселках Колочавы - Сухари и Брадолці.

В 1951 году на реке Теребле началось строительство дамбы для новой Теребле - Рицкой ГЭС. Создание водохранилища помогло закарпатцам с электричеством, но местные сплавщики остались без работы: после построения искусственного моря и огромной бетонной дамбы, сплавлять по Теребли лес было уже невозможно. Тяжелая и опасная профессия отошла в прошлое.

Древесину стали вывозить узкоколейкой. На берегу Теребли, в северной части Колочавы, от источника Боркут и к Квасовця по узким колеям двинулся долгожданный локомотив.

И в Колочаве история оживает. В музее «Колочавский бокораш» Вы побываете в настоящей лісорубській колыбе, ознакомитесь с аутентичными орудиями труда лесорубов и сплавщиков, увидите воссозданные ризы для спуска древесины с гор, сфотографируетесь на огромном бокорі.

Весной и осенью воды полноводной в это время реки Колочавки затапливают ставок с бокором.

Только здесь вы можете посмотреть уникальный документальный фильм об опасной работе сплавщиков.

Карта:

Смотрите также:
Гостиницы и квартиры в Колочаве

Другие достопримечательности рядом: