Киево-Печерская Лавра

Описание:

Свято-Успенская Киево-Печерская лавра – это древнейший и ценнейший памятник Киева, имеющий огромное историческое, религиозное, культурное и политическое значение. Киево-Печерская лавра воплощает собой тысячелетие становления, борьбы за независимость, непоколебимости и верности идеалам нашего народа. Она является местом паломничества и одной из главных святынь для православных христиан со всего мира в течение многих веков.

История Киево-Печерской Лавры насчитывает около 1000 лет и включает в себя многочисленные попытки разрушения и подчинения, а затем героические восстановления и еще большее развитие. Однако давайте попытаемся разобраться с самого начала.

В 1051 году подвижник Антоний, вернувшись из Святого Афона, искал подходящее место для уединения и служения Господу. Он обошел многие монастыри, но только древняя пещера, которую выкопал старец Илларион на склонах Днепра, неподалеку от села Берестова, пришлась ему по нраву. Нестор Летописец указывает, что с тех пор Антоний «возлюбив место это, стал жить здесь, молиться богу». Он вел такой благочестивый образ жизни, что слава о нем разошлась далеко, и отовсюду стали сходиться желающие учиться у такого наставника. Со временем их количество выросло до 12, и в пещерах стало тесно. Они построили кельи и церковь Успения Пресвятой Богородицы. Первым игуменом стал Варлаам, а сам Антоний ушел на соседний холм и основал там новые пещеры – «ближние», старые же стали называться «дальними». Но последователи продолжали прибывать, и князь Изяслав Ярославович отдал всю гору над пещерами под монастырь. Так и возник новый Печерский монастырь, а в самих пещерах стали погребать монахов, по обе стороны коридора.

Игумен Феодосий принимает Студийский устав, который жестко регламентирует аскетичность монастырской жизни и порядок богослужений. Этот устав приняли постепенно все монастыри Киевской Руси, а Феодосий стал считаться основателем монашества в Руси.

Монахов стали уважать за их отречение и посвящение себя Богу, а князья того времени щедро одаривали монастырь землями, золотом и серебром. Были созданы благоприятные условия для развития культуры:

    Илларион (в схиме Никон), а затем Нестор Летописец основали традицию летописания. Именно здесь он в 1113 году завершил знаменитую «Повесть временных лет».

    Феодосий пишет множество поучений и посланий, известных и по сей день. Затем в ХIII веке монахи создают «Патерик Печерский», в котором собрана информация с ХІ по ХІІІ вв об известных святых отцах, истории монастыря и жизни в нем.

    При монастыре организуется библиотека.

    Развивается изобразительное искусство. Первый иконописец на Руси появляется именно здесь – монах Алипий, прошедший обучение в Греции.

    Развивается также и медицина. На базе монастыря основана первая в Киевской Руси больница.

    Монахи занимаются благотворительностью. Создают приют для нищих, слепых и хромых, финансирование которого осуществляется за счет 1/10 всех доходов лавры.

В 1159 г Печерский монастырь получает титул «лавра», статус великокняжеской архимандрии и ставропигии.

Начиная с XI века, Печерская лавра в Киеве переживает многочисленные нападения и разрушения, но каждый раз ее отстраивают заново. Впервые в 1096 году напали половцы, а в 1108 году монастырь восстановили, еще и построили каменную трапезную с церковью. Монастырь подвергается разорению еще в 1151 году (турками), 1169 году (соседскими князьями), 1203 году (Рюриком Ростиславичем и половцами) и в 1240 году (ордами хана Батыя). Татары продолжили свои набеги в 1300 и в 1399 годах, а в 1482 году крымский Менгли I Герай полностью сжег Печерскую лавру. Монастырь приходил в запустение, но благодаря щедрой материальной помощи князей восстанавливался и развивался. В конце XVI века ему принадлежали Радомысл, Васильков и несколько десятков сел по всей Киевской Руси, включая все их ресурсы.

В 1596 и 1598 годах в результате заключения Брестской унии Киево-Печерской лавре пытались навязать униатство, однако монахи противостояли с оружием в руках. В это время лавра стала ставропигией Константинопольского Патриарха и оплотом православия в Киеве.

В 1616 году в монастыре начинает работу типография и становится серьезным оружием в борьбе с униатством и католицизмом. Печатают церковные и полемические книги, украшенные гравюрами: Жития святых, Евангелия, Псалтыри, буквари, календари и т.д.

Митрополит Петр Могила в 1631 году создает при Киево-Печерской Лавре гимназион, где обучали не только богословию, но и светстким предметам. В 1632 году он объединяет гимназион и Братскую школу на Подоле. Таким образом, появляется первый ВУЗ в Украине — Киево-Могилянский коллегиум, где училась церковная и светская элита.

В XVII-XVIII веках проходит процесс канонизации Печерских святых. В значительной мере этому поспособствовал и Петр Могила. На сегодня насчитывают 73 преподобных в Ближних пещерах и 45 в Дальних.

Во время освободительной войны 1648-1654 годов против польской шляхты церковная верхушка Киево-Печерской лавры противилась подчинению Московскому патриарху. Однако в 1654 году после Переяславской Рады архимандрит Иосиф Тризна вынужден принести присягу на верность Московскому царю под давлением казачества во главе с Богданом Хмельницким.

Теперь уже Московские цари одаривают Печерскую Лавру всеми возможными благами. В конце XVII — начале XVIII веков в ее собственности состоят три города, семь местечек, 120 сел и хуторов, 56 000 крепостных и несколько сотен промышленных и торговых предприятий. Активно ведутся реставрационные и строительные работы. Появляются новые каменные церкви: святого Николая в Больничном монастыре, Рождества Богородицы, Крестовоздвиженская, а также каменная Трапезная палата. Гетман Иван Самойлович финансирует обнесение Лавры земляным валом, а гетман Иван Мазепа – каменной крепостной стеной с четырьмя башнями и тремя воротами, также за его средства сооружают церковь Всех Святых.

В 1718 году большой пожар уничтожает большую часть построек, в том числе библиотеку и типографию. С 1720 года начали восстановление Печерской лавры в Киеве. В этот период реконструируют Успенский собор и Троицкую надвратную церковь уже в стиле украинского барокко. В расписных работах принимают участие лучшие киевские живописцы того времени. В 1731—1745 воздвигают Великую Лаврскую колокольню высотой 96,5 м.

В XIX веке Печерскую лавру продолжают развивать и реставрировать. Под руководством архитектора В.Николаева строят Трапезную палату и церковь. Архитектор А.Щусев руководит росписью их интерьера. В 1845 году сооружают больницу для богомольцев и путешественников.

После октябрьской революции 1917 года церковь подверглась гонениям и притеснениям, все ее имущество было национализировано. В 1922 году советской властью организован Музей культов и быта, куда вошли многие исторические ценности Киево-Печерской лавры. Во время уничтожения по всей стране церквей и всего, что связанно с религией, в Лавре не только сохраняют все здания, но и создают музейный городок. В 1926 году территория Киево-Печерской лавры признана историко-культурным государственным заповедником.

В 1930 году закрывают монастырь, и Лавра продолжает функционировать лишь в качестве заповедника.

В 1941 году во время Великой Отечественной войны происходит оккупация Киева. На территории Лавры основан полицейский участок, где происходит убийство более 500 человек. В 1942 году немцы в стремлении укрепить свою власть соглашаются на возобновление работы монастыря. В то же время, они вывозят и уничтожают музейные экспонаты и исторические ценности, которые не успели вывести в эвакуацию. В 1941 году взрывают Успенский собор.

Киево Печерская Лавра в 1942 годуПосле освобождения советской армией Киева в 1943 году Киево-Печерский заповедник вновь продолжает работу, и начинается долгий более чем двадцатилетний период восстановления и реставрации. Параллельно с заповедником действует и монастырь, который был снова закрыт лишь в 1961 году. Проводится серьезная научно-исследовательская деятельность по изучению истории и архитектуры Лавры. Облагорожена территория, развивается музей и открываются новые выставки.

В 1970-1990-х проводятся масштабные археологические раскопки, в ходе которых обнаружены следы древнерусской мастерской, где изготовляли смальту для мозаик, фундамент первой трапезной, новые проходы в ближних пещерах, настенные надписи и другое.

В конце 1980-х возрождается монастырь Украинской православной церкви, ему передают территорию Дальних и Ближних пещер, открывают духовную семинарию и академию.

В 1990 году Киево-Печерская лавра занесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В 1996 году Заповедник получает статус Национального.

На сегодняшний день территория Заповедника составляет 23,36  га и включает 144 здания, среди которых 2 подземных комплекса, храмы, памятники архитектуры XI-XIX вв., а также музеи:

    Музей книги и книгопечатания Украины,

    Музей украинского народного декоративного искусства,

    Музей театрального, музыкального и киноискусства Украины,

    Музей исторических драгоценностей Украины.

Каждый год здесь бывают сотни тысяч туристов с разных уголков планеты.

    Успенский собор – это один из самых древних храмов Киевской Руси, где похоронено много выдающихся личностей. Считался одним из главных православных храмов мира. За долгую историю неоднократно разрушался и восстанавливался, в последний раз отстроен в 1999-2000 годах.

    Дальние пещеры и Ближние пещеры являются уже в течение 1000 лет одной из главных святынь православного мира. По сути это выкопанные вручную древними монахами подземные ходы общей протяженностью более 800 м на глубине от 5 до 15 м. Изначально сотворены как место уединения и молитвы для первых христианских подвижников Киева, позже стали местом их погребения. Кстати, здесь покоится и знаменитый древнерусский богатырь Илья Муромец.

    Большая лаврская колокольня (высота 96,5 м, диаметр основания 28 м, толщина стен в нижней части — 8 м). Чтобы подняться на вершину, придется пешком пройти 374 ступеньки, однако открывающаяся оттуда панорама того стоит.

    Троицкая надвратная церковь — единственный памятник древнерусской архитектуры на территории Заповедника, который сохранился до наших дней без значительных изменений. При осмотре обязательно обратите внимание на древний позолоченный трехъярусный иконостас.

    Трапезная церковь – это одна из самых молодых церквей ансамбля Киево-Печерской лавры. Вокруг церкви находятся захоронения выдающихся украинских деятелей.

    Трапезная палата примыкает к Трапезной церкви и знаменита уникальной живописью.

    Крепостные стены имели оборонное значение. Изначально были деревянными, но уже с XII века сооружают каменные. Многократно перестраивались и достраивались в разные периоды истории.

Страница в каталоге предприятий: Киево-Печерская Лавра

Карта:

Смотрите также:
Гостиницы и квартиры в Киеве

Видео про это место:

Другие достопримечательности рядом: