Скульптурная группа «Лаокоон и его сыновья»

Описание:

В Одессе находится точная копия скульптурного шедевра «Лаокоон и его сыновья», выполненная из каррарского мрамора. Однако же и она проделала долгий путь, перемещаясь по городу, прежде чем нашла свое пристанище перед зданием Археологического музея, расположенного за Городской мэрией, на Ланжероновской 4. В нескольких шагах расположен Музей морского флота Украины и Одесский оперный театр.

Ранее (ХІХ век) эта скульптурная группа украшала аллеи дачного сада Григория Маразли (крупного одесского предпринимателя-миллионера, позднее - градоначальника) на Французском бульваре. Кстати, именно благодаря Маразли список достопримечательностей Одессы пополнился еще одним замечательным памятником. Как-то во время путешествия в его душу глубоко запала картина Эль Греко «Лаокоон», а позже, под впечатлением увиденной воочию скульптуры в Ватикане и родилась идея создания еще одной копии, для себя. Будучи тонким знатоком искусств, он собрал целую скульптурную коллекцию и устроил свой сад скульптур, который, как считали многие, мог составить конкуренцию даже изваяниям знаменитого Летнего сада в Питере. После революции 1917 года скульптура «Лаокоона» перешла в собственность государства и была перенесена в центр города, где много лет стояла в сквере на улице Преображенской.

В основу скульптурной композиции положен миф о Лаокооне из древнегреческой мифологии и сказаний о Троянской войне, ярко изложенных в поэме «Энеида» Вергилия. Лаокоон был главным жрецом (провидцем) в Трое. Когда троянцы увидели под своей крепостью оставленного греками деревянного коня в качестве «подношения для Афины», то долго рассматривали его, раздумывая, что с ним делать. Некоторые советовали ввести его в город, чему активно препятствовал Лаокоон, предвидя коварство греков и усмотревший в таком «сюрпризе» затаенную опасность. Он бросил в коня свое копье со словами: «Бойтесь данайцев, дары приносящих!», что и разгневало богиню Афину.

Когда Лаокоон с сыновьями был у алтаря, на них напали две приплывшие морские змеи, посланные в наказание Афиной - покровительницей греков в их войне с троянцами. После долгой борьбы змеи растерзали жреца и его детей и спрятались в храме Афины. Троянцы, неверно растолковав предзнаменование, восприняли его как месть богини Лаокоону за непочтение к ней и нежелание принять подношение. В итоге было решено ввести Троянского коня в город, вместе с которым пришла и погибель, ведь, как известно, внутри коня находились ахейские воины, положившие конец долгой и безуспешной до тех пор осады Трои.

В белом мраморе пирамидальной скульптурной композиции запечатлена смертельная борьба у подножия алтаря: упругие змеиные кольца крепко обвивают, стремясь удушить в своих смертельных объятиях Лаокоона и ни в чем не повинных его сыновей. Всей своей силой он пытается разорвать опутавших его чудовищ и отстранить змеиную голову, так норовящую укусить его в бедро. Один из сыновей предпринимает безуспешную попытку освободиться от колец змеи, в то время как другой, почувствовав на себе силу яда змеиного укуса в правую часть груди, медленно ниспадает в муках, но все еще продолжает бороться и отчаянно намеривается отвести от себя, сжимая уже ослабевшей рукой, вторую змеиную пасть. На лицах людей запечатлена боль и глубокое сострадание друг к другу. Но очевидно, что их гибель близка и неотвратима.

Однако существует и другая легенда, раскрывающая причину наказания Лаокоона - о внезапной и губительной страсти. Лаокоон был жрецом Аполлона, который запретил ему вступать в брак и иметь детей. Но муки любви заставили Лаокоона отважиться на святотатство в самом храме. Женщина-предмет его страсти впоследствии стала его женой и родила ему двух сыновей. Но грех Лаокоона не был прощен и забыт. Пощады не случилось, и Аполлон наслал на него ядовитых змей с целью удушить только его безгрешных детей, самого же отца оставив мучаться, оплакивая их до конца своих дней, и каяться в своем грехе.

Говорят, что именно эта легенда была более близкой по духу и переживаниям тогдашнему городскому голове Г. Маразли из-за страстной и беззаветной любви к жене своего приятеля Марии.

Но легенд и версий много, а бесспорным остается одно: по истине, скульптурная композиция «Лаокоон» является уникальным творением великих гениев, талантливых мастеров своего дела, сумевших создать прославленный в веках образ трагической, но вместе с тем величественной борьбы человека с неизбежным роком.

Не перестают удивлять потрясающее знание анатомии человеческого тела и виртуозное умение показать его при таком, достаточно неестественном положении фигур, запечатленная энергия движений, выразительность лиц и жестов скульптуры «Лаокоон». Из нее черпали вдохновение и оттачивали свой талант многие мастера эпохи Возрождения, ею восхищались Микеланджело, Бернини и Рубенс.

Глубоко трагичен выбор сюжета: жестокая казнь неповинных людей. Нескончаемые муки запечатлены на лицах Лаокоона и его сыновей, вынужденных тысячелетиями страдать так далеко от Трои. Страдания, которые не под силу излечить даже времени…Иногда кажется, что волна мести продолжает обрушиваться на них в наши дни уже с новой силой, в лице вандалов, выбранных орудием своего гнева Афиной так много веков назад.

Карта:

Смотрите также:
Гостиницы и квартиры в Одессе

Другие достопримечательности рядом: