Часовня Боимов

Описание:

Часовня Боимов — памятник сакральной архитектуры во Львове на площади Кафедральной, 1, в нескольких шагах от Площади Рынок. Один из лучших памятников позднего Ренессанса во Львове.

Часовня построена в 1609-1615 годах (по другим данным в 1606-1615 годах) над фамильным гробовцем семьи львовских патрициев венгерского происхождения Боимов. Часовня построена на территории тогдашнего городского кладбища, вблизи Латинского собора. Усыпальницу для семьи заказал и начал Георгий Боим, а завершал его сын Павел Боим. Всего в часовне похоронены 14 человек из династии Боимов.

Имена создателей часовни точно не известны. Одна из версий, ее строителем был архитектор из Вроцлава Андреас Бемер, который в те времена построил ратушу, украсил соседнюю часовню Кампиянов. Прототипом часовни Боимов, вероятно, является усыпальница Зигмунтовська (Сиґізмундівська) в замке Вавель в Кракове.

Во второй половине XVIII-го века захоронения из часовни Боимов перенесены на львовские кладбища, а ключи от нее, согласно завещанию Георгия Боима, передано в катедру. В 1945 году советская власть закрыла часовню для посетителей. Однако с 1969 года сакральная постройка вошла как отдельный отдел Львовской картинной галереи, ее снова открыто для посетителей. 

Архитектурные особенности

Снаружи часовня своей архитектурно-объемной композицией напоминает прикарпатские церкви XVII-го века. Квадратная в плане, здание увенчано восьмериком бане с восьмигранным световым фонарем. Верхний купол завершен крестом с фигурой Иисуса.

Архитектурный стиль часовни определяют как зрелый ренессанс с переходом к барокко. Также его характеризуют как характерный образец северного маньеризма в Украине. Архитектурный объем имеет характерную для эпохи Ренессанса центрическую композицию, разбивку наружных стен пилястрами ионического ордера, развитый венечный карниз.

В заметке про часовню в «Энциклопедии украиноведения» утверждали, что резьба фасада «скомпонована по принципу украинскогоиконостаса».

Внешнее оформление

Стены часовни ориентированы строго по сторонам света. Южная закрыта жилым домом, пристроенный вплотную к часовне в XIX-м веке.

Самым насыщенным декоративными элементами являются главный, западный сторону часовни. Известно, что скульптурную декорацию западного фасада создано на втором этапе строительства часовни в 1611-1615 годах. Ее автором считают мастера из Вроцлава Гануша Шольца. В течение последних двух веков искусствоведы не раз сетовали на невысокий художественный уровень этой скульптурной декорации, хотя для туристов именно она является самым интересным и наиболее впечатляющим элементом во внешнем оформлении часовни. В отличие от восточного и северного фасадов, западный расчленен шестью колоннами по вертикали и двумя карнизами по горизонтали. Декоративные рельефы западного фасада расположены в трех ярусах.

Во втором ярусе в картушах над скульптурными изображениями пророков расположены цитаты из Библии на латинском языке (на фасаде слева направо):

«Morte turpissima condemnemus/ eum sapi I» («Засудим его на позорную смерть» (Кн. Мудрости 2.20) — над святым Петром;

«Foderunt manus meos et pedes meos/ DA Psal. XXI» («Пронзили руки мои и ноги мои» (Псал. 22 (21). 17);

«Corpus meum dedi percucientibus et genas vellentibus/ Esai. L» («я Подставил спину свою тем, кто бьет, а щеки свои щипачам» (Исаии 50.6);

«Mittamus lignum in panem eius. Et eradamus eum de terra viventium /Ier: XI» («Срубаем это дерево с плодом, и с краю живых его извлечём» (Иеремии 11.19));

«Et post hebdomadas LXII occidetur Christus /DAN. IX» («А по 62-х неделях будет погублен мессия» (Даниила 9.26);

«Et appenderunt mercedem meam XXX argenteos /Zach XI» («И они плату мою отмерили — тридцать сребреников» (Захарии 11.12) — над входом;

In Virga percutien[t] maxillam ivdicis /Mich. V. («Тростью бьют по щеке судью» (Михея 4.14)) — над входом;

«Et dicent non est Rex Noster /Ose X» («И скажут они: нет у нас Царя» (Осии 10.3) — над святым Павлом.

Наиболее насыщенным рельефными изображениями является третий ярус. Он состоит из композиций на тему Страстей Христовых: «Бичевание», «Несение креста», «Распятие», «Снятие с креста». Благодаря выразительности пластики эти композиции и композиции интерьера называют «Библией для бедных», поскольку не нужно знать грамоты, чтобы понять суть.

Восточная стена

Выходит на улицу Галицкую, расчленена пятью пилястрами и украшена двумя фресковыми портретами — самого Георгия Боима и его жены Ядвиги «de Nisniovs». Портреты созданы 1617 года, их приписывают Джованни Джиани (Jan Giani). Под портретом основателя часовни — надпись на латинском: «Георгий Боим. Львовский гласного, основатель этой часовни. Года: 1617». А под портретом его жены, надпись имеет такой смысл: «Ядвига с Нижньовських Боим» (лат. Hedvygis de Nisniovs Boim).

Северная стена

Также расчленена пилястрами. Имеет два фресковые изображения Богоматери и Иисуса Христа. Выше, на одной из сторон восьмигранного барабана — один из красивейших львовских рельефов — «Георгий Победоносец». Вообще образ святого Юрия (патрона Георгия Боима) по крайней мере трижды встречается в декоративном оформлении часовни. Считается, что автором фресок и барельефа, а также скульптурных изображений над капителями пилястр, является Андреас Бемер.

Купол часовни

Еще одной необычной особенностью внешнего вида часовни является фигура Христа на куполе. Это мало распространен в христианской иконографии образ Христа Огорченного (пол. Chrystus frasobliwy, англ. Pensive Christ). Необычность этого варианта скульптуры в том, что в отличие от всех других изображений сидящего Христа, здесь Христос опирается щекой на левую руку, а на большинстве известных изображений — на правую. Под Христом купол «опоясывает» такая надпись на латинском языке: «Взгляните и посмотрите, все, кто по дороге идет: есть такая боль, как моя боль? Плач Иеремии 1.12».

Интерьер часовни

Композиционно и стилистически связан с ее внешним видом. Благодаря мастерству архитекторов, изнутри часовня выглядит значительно больше и выше, чем снаружи. Алтарная стена, сливающаяся с чашей купола часовни, создает атмосферу подъема.

Большинство скульптурных работ в интерьере часовни выполнил Иоганн Пфистер. Для отделки он использовал материалы из мест, неподалеку от Львова. Нижний ярус алтаря, как и фасад — из полянского известняка (положи возле села Поляна). Верхний ярус алтаря и подкупольные рельефы выполнены в технике стюко (с применением смеси извести, гипса и молотого алебастра или мрамора). Некоторые скульптурные композиции созданы с применением черного мрамора и белого или серого алебастра, который на то время был известен под названием «русинский мрамор».

Алтарь

Алтарные композиции — центр интерьера. Они размещены на восточной внутренней стене часовни, напротив входа. Плоскость алтарной стены разделена карнизами на три яруса, плотно заполненными скульптурными произведениями. Важнейшие композиции расположены в двух верхних ярусах.

Нижний ярус отделен карнизом, который опирается на фигуры четырех пророков. Две двери прикрывают алтарные ниши. На внешней стороне левой двери изображен Иисуса Христа, на правых — Деву Марию. В отделке дверей использованы различные техники — преподавание (интарсия), резьба по дереву, ковка и роспись.

Главная тема алтарных композиций — Страсти Христовы. Центральной композицией является «Моление о чаше». На небольшой площади авторам удалось разместить всех участников событий в Гефсиманском саду Христа, который общается с ангелом, спящих апостолов Петра, Иакова и Иоанна и стражников, которых ведет Иуда.

Слева от «Моления о чаше» — композиция «Тайная вечеря». В правом нижнем углу композиции, под лавой Иуды, оскалился негодной улыбкой дьявол. Правую часть среднего яруса занимает композиция «Омовение ног».

Средний ярус алтаря отделен от верхнего карнизом. Он опирается на фигуры четырех евангелистов, которые заснули сидя. Верхний ярус алтарной стены состоит из несколько меньших по размеру композиций: «Поклонение агнцу» и над ней — «Страшный Суд». Дополнением к сюжету «Поклонение агнцу» есть четыре женских фигуры, олицетворяющие Справедливость(лат. Justicia), Любовь (лат. Charitas), Терпение (лат. Paciencia) и Веру (лат. Fides).

Эпитафии и портреты

На южной стене размещены еще два известных произведения Й. Пфистера эпитафии Боимов и зятю Г. Боима — Й. Бреслер. Эпитафия Боимов выполнена из черного мрамора и белого и серого алебастра. Выразительной частью эпитафии является скульптурная группа «Пиета» (оплакивание). В центре группы Мария, которая держит на руках тело Христа, по сторонам — Георгий и Ядвига Боима на коленях, в двух верхних ярусах — дети и внуки Боимов.

Над входной дверью в часовне размещены два образцы изобразительного искусства XVII века. Это портреты Георгия Боима и его сына Павла. Имя автора портретов точно не известно, хотя существует мнение, что им был Матеуш Доморадзки (Матвей Домарацкий). Портрет Георгия Боима — первый мещанский портрет, выполненный в Львове.Ль

Купол часовни

Внутренняя чаша купола часовни является одним из важнейших элементов ансамбля, который довершает целостность комплекса. В нижней части купола — три ряда кессонов, по двенадцать в каждом ряду. В третьем, самом высоком ряду, в углублениях пятеро ангелов держат части фразы на латинском языке из Откровения (Откровения) Иоанна Богослова: «Sanctus sanctus sanctus Dominus Deus» («Свят, Свят, свят Господь Бог»).

Размеры кессонов уменьшаются с приближением к верхушке купола. Такое их расположение, удачно выбранный голубой цвет фона, а также восьмигранный световой фонарь, создают впечатление значительно большей высоты часовни, чем она есть на самом деле.

Над световым фонарем размещена верхняя часть купола украшена восемью барельефами ангелов. Они держат в руках пергаменты с цитатой из латинской литургии: «Gloria in excelsis Deo et pax hominibus bonae voluntatis» («Слава в вышних Богу и мир людям доброй воли»). На самом верху купола — несколько стилизованное фрескове изображение Святой Троицы.

Освещение внутреннего пространства часовни обеспечивают также три круглых окна. Два из них — в верхней части северной стены и еще одно — в вехней части подкупольного восмерика на западном фасаде. Дополнительное освещение нижнего яруса обеспечивают четыре нижних окна главного фасада.

Карта:

Смотрите также:
Гостиницы и квартиры во Львове

Видео про это место:

Другие достопримечательности рядом: