Описание:
Прекрасное место для постройки Царского дворца всероссийской императрице Елизавете (1709 – 1761) подсказала сама природа во время ее прибывания в Киеве в 1744 году во время паломничества по святым местами.
Строительство дворца по проекту Франческо Бартоломео Растрелли (1700 – 1771), русского архитектора итальянского происхождения, началось в 1748 году под руководством Ивана Федоровича Мичурина (1700 – 1763). И хотя официальным годом окончания строительства считается 1755 год, но полностью отделочные работы во дворце завершились лишь к началу 1760 года. Царственная заказчица дворца так и не успела побывать в своей новой киевской резиденции.
Первым настоящим хозяином дворца стал Петр Александрович Румянцев – Задунайский (1725 – 1796), который был назначен в 1764 году всероссийской императрицей Екатериной II (1729 – 1796) генерал-губернатором Малороссии. Именно тогда дворец впервые выступил в качестве официальной резиденции главы Украины для приема глав иностранных государств, приняв российскую императрицу Екатерину II в 1787 году.
В конце XVIII — начале IX вв. дворец использовался, как резиденция Киевского генерал – губернатора, но пожар в 1819 году, уничтоживший деревянный второй этаж и внутреннее убранство, превратил дворцовый комплекс в казармы.
С 1834 до конца 1867 года Царский дворец был арендован “Акционерным товариществом минеральных вод”. Центральное здание было переоборудовано в зал с десятью ваннами, наполненными целебной лаврской водой, и комнаты для приема вод, а флигеля — в комнаты для гостей.
Возрождение дворца произошло в 1868 – 1870 гг. благодаря посещению Киева российским императором Александром II (1818 — 1881) и его супругой Марией Александровной (1824 — 1880). К приезду царской четы во дворце по проекту Карла Яковлевича Маевского (1824 – 1897) при участии инженера Аманда Егоровича Струве (1835 – 1898) был заново отстроен, уже каменным, второй этаж дворца, пристроен балкон с лестницей в центральной части, восстановлены интерьеры остальных помещений в классическом стиле барокко и ренессанса, после чего дворец получил новое название Мариинский в честь императрицы.
До революции 1917 года служил официальной резиденцией царской семьи в Киеве и был оборудован всеми доступными на тот момент благами цивилизации (паровое отопление, система вентиляции, водоснабжение, электроснабжение).
После 1917 года в помещениях дворцового комплекса размещался техникум, а позже сельскохозяйственный музей.
Перед началом Великой Отечественной войны (19 апреля 1941 года) в залах Царского дворца открывается экспозиция музея Тараса Шевченко.
Во время Второй мировой войны (1939 – 1945) попавшая в центральную часть основного здания бомба, хоть и не разорвавшись, значительно разрушила его силой удара. Лишь благодаря восстановительно — реставрационным работам (1945 – 1949) группы архитекторов во главе с Павлом Федоровичем Алешиным (1880 – 1961), комплекс дошел до наших дней в прекрасном состоянии.
Приуроченная к 1500-летнему юбилею повторная реставрация Царского дворца (1979 — 1982) в соответствии с чертежами Растрелли была в основном на внутренние интерьеры и убранство.
Сейчас Мариинский дворец используется для официальных приемов в качестве одной из двух официальных резиденций Президента в Украине в Киеве.
Царский дворец возведен в соответствии с требования дворцово – паркового искусства XVIII века: в центре парка располагается п-образное двухэтажное центральное здание в стиле барокко с одноэтажными флигелями по бокам протяженностью 65,3 м (главный фасад) и 119 м (парковый фасад).
Внутреннее убранство дворца, радующее в настоящее время посетителей, было восстановлено благодаря реставрации 1979 — 1982 гг., когда многие предметы интерьера были изготовлены современными мастерами в соответствии с требованиями XVIII — XIX веков.
Реставрационные работы охватили так же мраморные ступени, ведущие из вестибюля в парадные залы на втором этаже, и паркетный пол из ценных пород дерева.
Стены дворца украшают полотна мастеров XVIII — XX веков и фрагменты настенной живописи итальянского художника Камилла Аллиауди (1834 — 1882), приглашенного Александром II для преображения дворца во время реконструкции 1868 – 1870 гг., которые можно увидеть на медальонах над каминами и в дворцовом кабинете.
Особенностью архитектуры помещений дворца состоит на преобладании одного цвета, что наиболее четко проявляется в Белом зале, Голубой и Зеленой гостиных, название которых говорит само за себя.
Наружное оформление ансамбля дворца, выполненное в стиле барокко (белые и молочные элементы на бирюзовом фоне) гармонично сочетается с зеленью извилистых дорожек ландшафтного Мариинского парка, заложенного в 1874 году К. Христиани (с главного фасада) на средства Императрицы Марии (22 тыс. рублей серебром).
С противоположной стороны к дворцовому комплексу подступает регулярный Царский парка (1743), который со своей системой прямых дорожек, перекрещивающихся перпендикулярно, простирается к водам Днепра. Он создан по проекту мастеров паркового искусства Д. Фока и Й. Гофмейстера.
Карта:
Смотрите также:
Гостиницы и квартиры в Киеве
Видео про это место:
Другие достопримечательности рядом: