Комплекс Успенськой церкви

Описание:

В развитии “золотой эпохи Ренессанса” в архитектуре Львова большую роль сыграло Львовское Успенское братство, которое построило величественный общественно-культовый ансамбль. Он имеет единый архитектурный стиль, но трактовка архитектурных форм в каждой постройке своеобразное. Одно из зданий – башня Корнякта – в XVI веке была самой высокой в Украине.

Успенская церковь имеет свою историю и предысторию. Построен братством храм имел своих трех предшественников. Но больше все же нас интересует архитектурное творение, которое дошло до наших времен. Построенный в течение 1572-1629 гг. новый ансамбль Успенской церкви охватывает три объекта: башню-колокольню (она носит имя Корнякта), Трехсвятительскую церковь и Успенскую церковь. Раньше была построена башня. Архитектором башни Успенской церкви стал чрезвычайно талантливый львовский архитектор Петр Барбон. В ее творении, которое длилось с 1572 по 1578 год, принял участие также Павел Римлянин. В своей хронике львовский историк Варфоловій Зиморович под 1578 годом записал: “...Константин Корнякт башню русскую, подобную пирамиде, способом йонським, средства немалым... до конца довел, а кроме этого колоколом крицевим гласной поступил”.

Башня Успенской церкви расчленены поясками на ярусы, которые все вверх уменьшаются. Каждый ярус имеет арки удлиненных пропорций. Такие членения, форма арок и увенчание башни зрительно подчеркивают высотность Успенской церкви. Ее башня была многофункциональной – это была колокольня, в случае военных вторжений оборонительная башня и в мирное время – наблюдательный пункт. Следовательно, при размерах фундаментов 15 и 16 метров высота башни составляла 65 метров. Стены башни были выложены из ломаного камня и обложены тесаным камнем. Перед завершением строительства башни было подвешено отлит на средства Константина Корнякта крупнейший в те времена в Галичине колокол, названный Кириллом, диаметром 2 метра. Вокруг этого колокола начался длительный конфликт между Успенским братством и его соседями – отцами домініканами. Последние в ходатайствах к королю и городского магистрата упрекали “успенцям”, что их колокола являются крупнейшими за все существующие в польском государстве.

Беспокойство со стороны доминиканцев было вызвано, в конце концов, не только размерами, но и звуком, который “мешает слушать проповедь в костеле”. Варфоломей Зиморович записал в хронике: “Колокол является медным, слишком большим и громким, подобным митрополичьего, однако не радует уши тех, кто имеет тонкий слух, потому что звук его хриплый, или, скорее, бубнить он по-деревенски”. И, не смотря на это, “Кирилл” вскоре стал выполнять функции главного колокола города, в который били во время тревоги, пламени, природных бедствий, на смерть знатных лиц независимо от их вероисповедания.

Пожар 1616 года, которая уничтожила значительную часть Львова, нанесла значительный урон Русской улице. Очень пострадала и башня Корнякта. Раскалился ее оловянно-свинцовая крыша, и башня, как писал хронист, “каплями, что падали наземь, оплакивала свою гибель”. Восстановлена крыша башни разрушила турецкая артиллерия во время осады города в 1672 году.

Новое барочное завершение башни Успенской церкви с высоким фонарем в окружении четырех витых шпилей, как и еще один, четвертый, ярус высотой 7,85 м, принадлежат архитектору Петру Беберу. Дополнения Бебера были завершены 1695 года. Они предоставили башни большей легкости и стройности, подчеркнули изысканную простоту расчлененную пилястрами (“имитируемыми колоннами”) монументальных стен, отборный ритм горизонтальных членений.

Выполняя роль колокольни, башня Корнякта использовалась и в других целях, в частности как наблюдательный пункт. Известный из истории случай, когда во время осады города шведскими войсками, наблюдатель с башни метким выстрелом из лука сбил шляпу с головы шведского короля Карла ХІІ.

Во время религиозных праздников, а особенно храмового праздника Успения Богородицы и праздника Петра и Павла, на галерее верхнего яруса играла капелла и выступал братский хор.

В помещениях башни Успенской церкви во Львове долгое время хранилась библиотека братства, славилась, как одна из богатейших в Украине. Ее сборник, по свидетельству участников, составляли, помимо книг отечественных авторов, произведения Эзопа, Геліодора, Демосфена, Вергилия, Горация, Овидия, Цицерона, Петрарки. К сожалению, эта замечательная библиотека Успенской церкви сгорела во время пожара 1779 года.

Башня Корнякта стала своеобразным гербом Львовского Успенского братства. Ее изображение встречаем на братских печатях, издательской марке. И сегодня она является одним из символов Львова.

За совершенством и красотой форм Корняктовская башня может конкурировать с лучшими образцами европейской архитектуры того времени (XVI век).

После окончания строительства башни Корнякта братство, не решаясь сразу на сооружение церкви, решило приступить к постройке новой часовни. Основатель ее Константин Корнякт, заплатив 140 талеров, заключил 1584 года с архитектором Андреем Подлесным соглашение о строительстве “русской церкви”. Об этом есть также упоминание в грамоте польского короля Стефана Батория, где говорится о часовне, как о “братскую церковь”, сооружение которой началось около башни.

В планировочно-пространственной структуре архитектоника (строительное искусство, совершенство) часовни отличается необычайной ясностью и простотой. В основе ее лежит прямоугольный объем, характерный для классического типа ренессансной архитектуры. Гладкие высокие стены расчленен колоннами, на которых возложена легкий антаблемент (горизонтальная “доска”, часть сооружения, которая лежит на колоннах и “держит” крышу), фриз (“тыльная сторона” антаблемента) которого украшен розетами (орнаментальные украшения круглой формы в виде цветка, который распустился) и крылатыми головками ангелов. Крайние поля западной стены наполняют большие полуциркульные окна, а среднее – входные двери с прекрасным порталом, едва ли не лучшим во Львове. В декоре широко использованы присущ украинскому декоративному искусству мотив виноградной лозы и листьев аканта. Интересный акцент портала – рельефные профильные изображения мужских голов в нижней части входной арки. На особое внимание заслуживают кованые двери, густо усыпаны объемными розетками (выпуклыми цветами). Это прекрасный образец львовского кузнечного ремесла.

Завершается часовня тремя куполами на многогранных барабанах с фонарями, что логично соответствуют разбивке фасадной стены.

Три купола, как это характерно для украинского культового строительства, соответствуют внутреннему тридільному разделения часовне, который совершил Андрей Подлесный с помощью оригинального архитектурного решения. Вместо колонн тут применено сложную систему арок и парусов, что удерживают купола. Поражает обильное декоративное убранство интерьера часовни. Купола покрыты росписью, имитирующей мозаику, и богатой лепниной. В декоре перекликаются сочные гроздья виноградной лозы и пышный растительный орнамент на плоскостях арок и парусов, а все вместе – с теплой живой фактурой тесаного камня. Неотъемлемой составной частью интерьера был иконостас, который, по заказу братства, изготовил львовский художник Александр Ляницький. К сожалению, до нашего времени он не сохранился, зато в хорошем состоянии сохранились другие памятники иконописи.

После пожара 1671 года часовню на свои средства отстроил член братства Алексей Балабан, о чем и сегодня свидетельствует надпись, помещенная над порталом входной двери.

Третья часть ансамбля – церковь Успения Богоматери. Автором проекта и руководителем строительных работ был Павел Римлянин впоследствии – Войтих Капинос и Амброзий Прихильный. Строительство продолжалось с перерывами от 1591 до 1629 года.

Внешне Успенская церковь открыта для осмотра со стороны Подвальной и улицы Русской.

В пространственной композиции церкви, как и часовни, воплощен традиционный тип украинских тридильна, трехъярусная деревянных церквей. В здании своеобразно сочетаются западные ренессансные и украинские строительные традиции, оказались в базиликальном плане, архитектурном декоре и традиционных купольных завершениях.

Безупречные, точно выверенные пропорции, масштабные соотношения, гармония благородных форм и линий, чистота рисунка, уравновешенные спокойные ритмы плоскостей и объемов, составляя самостоятельную эстетическую стоимость в художественно-архитектурном облике церкви, придают сооружению героико-монументального, эпического звучания.

На фризе размещены рельефные, резные в камне сюжетные сцены на евангельские и библейские сюжеты. С южной стороны – “Мелхиседек и Авраам”, “Жертвоприношение Авраама”, “Благовещение”, “Успение”, со двора – “Святой Николай”, “Деисус”, “Святой Юрий”.

Интерьер Успенской церкви состоит из трех пространственных объемов – бабинца, главного нефа и алтарной части. Навь разделена колоннами на три части. В центральной из них четыре тосканские колонны поддерживают кесонований купол (с прямоугольными углублениями). Кессоны (углубления) декорированы стюковимы (из прочного гипса) розетами. Свет в Успенскую церковь попадает через высокие окна, украшенные витражами известного львовского художника первой трети ХХ века Петра Холодного. Это – “Киевская Русь”, “Галицкая Русь” и “основатели Успенской церкви”. На последнем изображен гетмана Войска Запорожского, уроженца села Кульчицы на Львовщине Петра Конашевича-Сагайдачного. Он завещал на братскую школу 1500 золотых.

Несмотря на большое количество архитектурных наслоений, продолжительность строительства, комплекс Успенской церкви имеет архитектурную монументальность, простоту общей композиции и высокую культуру обработки деталей. Она является высоким образцом украинской архитектуры эпохи Возрождения.

Страница в каталоге предприятий: Успенская церковь

Карта:

Смотрите также:
Гостиницы и квартиры во Львове

Видео про это место:

Другие достопримечательности рядом: